Концепт света в древнем мире

  • funtfacts
  • 12.05.2020
  • 113 Views
  • 0

В древней Греции свет воспринимался как дар, преподнесённый человеку: огонь был дарован Прометеем, а зрение — богиней любви Афродитой.

Когда на земле создавались живые существа, титан Эпиметей, чьё имя означало «думающий после», взялся наделить их способностями, которые помогли бы им защищаться и выживать: черепахе он дал панцирь, осе — жало, другим — скорость и хитрость. Когда же дошла очередь до наших предков, ничего не осталось, поэтому Эпиметей вынужден был оставить их голыми, босыми и безоружными.

Сконфуженный титан обратился к своему мудрому брату Прометею (чьё имя означало «думающий прежде»), который похитил небесный огонь у Зевса и принёс его человечеству, дабы то могло разжечь земной огонь своей цивилизации, культуры и технологий. За этот проступок Прометей был наказан: его приковали к скале, где орёл, посылаемый повелителем Олимпа, каждый день клевал отступнику печень, являвшуюся средоточием его жизни.

В то же время Зевс послал к Эпиметею Пандору — созданную хромым Гефестом искусственную красотку, снабдив её таинственным ларцом. Эпиметей принял щедрый дар, не послушавшись предостережений. Когда Пандора открыла (вопреки желанию титана) ларец, на человечество обрушились болезни, бедствия и муки. Таким образом дар огня и всё, что тот символизировал, стал неразрывно связан с бременем тягот и забот.

Согласно Эмпедоклу, богиня любви Афродита создала наши глаза из четырёх элементов: земли, воды, огня и воздуха, оставив небольшие воронки, позволяющие тонкому внутреннему огню проходить сквозь обтекающую влагу, даруя нам способность видеть. Свет исходил изнутри и через глаз шёл к видимому объекту.

Несколькими столетиями позднее апостол Матфей писал: «Источник света в теле — глаз. Если он будет чистым, то и тело будет светлым; если же нет, то и тело будет темным. Если свет внутри тебя — тьма, то какова же сама тьма?» (Мф.6:22-23).

Его утверждение не только метафорическое, но и научное, поскольку в то время свет солнца рассматривался лишь как часть процесса, который нуждался в чём-то большем — в свете тела.

По Платону, придерживавшемуся, как и Эмпедокл, пифагорейской доктрины, огонь глаза порождал небольшой свет, сливавшийся с дневным светом в едином световом «теле». Это «тело» становилось связью между объектами мира и душой, поскольку позволяло малейшим передвижениям окружающих предметов создавать ощущение зрения.

Око разума не пассивно, а играет весьма значительную роль в зрительной деятельности. Как писал Гёте в своей книге «К учению о цвете» (перевод приводится по книге С. В. Месяца «Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть первая)», изданной в Москве в 2012 году):

«Будь несолнечен наш глаз —

Кто бы солнцем любовался?

Не живи дух Божий в нас —

Кто б Божественным пленялся?».

В Бхагавад-гите (Песнь Бога в переводе с санскрита) царь Дхритараштра слеп и «видит» лишь посредством глаз своего колесничего и по совместительству советника Санджаи, чьё зрение усилено благодаря дару ясновидения.

Во всех этих древних учениях дневной свет уступает свету ночному, или же внутреннему зрению. Платон писал, что глаз разума начинает видеть яснее, когда тускнеют глаза тела.

Для египтян природа света была предельно проста. Они верили, что дневной свет — это взгляд бога солнца Ра. Находиться на дневном свету означало стоять перед взором Бога. Свет ни в коем случае не являлся субстанцией или вещью, а был силой зрения, способностью светить, являлся ликом Бога. Это был божественный аспект, разделённый с человечеством.

Согласно Ветхому Завету, на первый день Господь создал свет, на четвёртый день создал два больших светила: большее — для управления днем, меньшее — для управления ночью. Лишь затем был создан человек.

В христианском представлении падение человека свершилось в результате искушения со стороны Люцифера. Лишь Иисус — настоящий свет мира — мог искупить этот грех для человечества. В одном из апокрифов можно найти идею о том, что Люцифер и Иисус изначально были братьями, оба — высшие ангелы света. Средневековая максима гласит, что Иисус противостоит Люциферу, Христос и есть истинный Люцифер в значении «светоносный». Падение Человека последовало за падением несущего свет — Люцифера, а рождение Спасителя вновь пустило свет во тьму нашего мира.

Человек несёт свет внутри себя, но, как сказал Платон, лишь закрыв глаза мы видим истинный свет и способны увидеть свет Бога.

В конце стоит процитировать Лао-цзы: «Используй свет внутри себя, чтобы вернуть себе ясность зрения».

Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

logos