Литерный поезд генералиссимуса Сталина

Литерный поезд генералиссимуса Сталина

(Ufospace) Иосиф Сталин не очень любил долгие путешествия, хотя возможности для этого у него имелись. Так, во время Второй мировой войны по крайней мере три раза он совершал длительные поездки по железной дороге в особенном составе.

Литерный поезд генералиссимуса Сталина

Литерный поезд — специальный состав для передвижения первых лиц государства и реже — для перевозки ценных грузов. С испанского языка слово litera переводится как «двухъярусная кровать», поэтому так сначала называли все поезда, где были спальные вагоны. А они были далеко не во всех составах. Однако потом слово «литерный» в отношении поезда стало противоположностью слову «номерной» и закрепилось за составами особенного назначения.

Начал с поездки в Сибирь

Как считается, первый поезд для высшего руководства страны появился в 1836 году, когда император Николай отправился в путешествие из Кузьмина в Павловск. Но царь тогда ещё сидел в обычном купе первого класса, состав ещё не был в полном смысле слова его личным поездом. Полноценный литерный состав в императорской семье появился лишь в 1874 году. К финалу существования российской монархии у Николая II уже было несколько личных поездов, считавшихся одними из лучших в мире, оборудованных по последнему слову техники и отделанных самыми дорогими материалами.

После революции литерные поезда достались новой власти. На таком, например, Ленин вместе с советским правительством отправился из Петрограда в новую столицу, Москву, в 1918 году. На личном поезде в Гражданскую войну разъезжал по стране Лев Троцкий. Однако это были скорее исключения. В те годы Россия погрязла в войне и бандитизме, передвигаться на большие расстояния по железной дороге для высшего руководства страны было опасным делом.

После Гражданской войны литерные поезда получают новый импульс для развития уже при Сталине. Впервые «отец народов» отправился в большую железнодорожную поездку в Сибирь в 1928 году. Командировка эта была вынужденная — в стране разгорался кризис хлебозаготовок, от регионов требовали перелома ситуации. В Москве было принято решение отправить ряд членов ЦК для выработки совместного плана с местными властями. Поездка эта была непубличной, советской прессе запрещалось о ней писать, однако многие сибиряки знали 6 прибытии к ним Сталина.

О том, как выглядел тот состав, осталось больше баек и мифов, чем реальных сведений. Говорили, что это был чуть ли не поезд Николая II или очень на него похожий — с золотыми ручками и мебелью, обитой дорогой кожей. На самом деле интерьеры были намного скромнее, но некоторые особенности у сталинского литерного вагона, конечно, были. От обычных он отличался бронированными полом и стенами. Кроме этого, помимо помещений для приближённых, в вагоне Сталина была маленькая кухня, а его собственное, бронированное и изолированное купе было снабжено ванной, туалетом и широким диваном.

В октябре 1941 года, в самое трудное для страны время, когда немцы наступали на Москву, готовились планы по эвакуации советского руководства из столицы в Куйбышев. Лететь на самолёте было опасно — в воздухе господствовала немецкая авиация, поэтому поезд был предпочтителен. Несмотря на то что Сталин оставался в Москве, есть легенда, согласно которой он всё-таки приехал на несуществующий ныне Нижегородский вокзал, пробыл там два часа, а потом вернулся к делам в Кремле.

Подготовка на высшем уровне

Но перемещения на поезде в годы войны у Сталина всё же были: в Тегеран, Ялту и Потсдам. Все, очевидным образом, связаны с переговорами с лидерами по антигитлеровской коалиции — Рузвельтом и Черчиллем. И благодаря бывшим машинистам Виктору Лиону и Николаю Кудрявкину, в 1990-х годах рассказывавшим о своей службе, нам сегодня известны некоторые интересные детали тех поездок.

Лиона и Кудрявкина привлекли на службу в транспортный отдел Главного управления охраны органы госбезопасности, как опытных специалистов в своём деле. Хотя они были машинистами, но сообщать об этом им запрещалось. Носили форму НКВД и имели особые полномочия.

Самой опасной стала первая поездка в Тегеран. Сталин доехал до Баку, а оттуда летел в иранскую столицу на самолёте. Оно, в принципе, и понятно: нацисты ещё активно сражаются, проводят диверсии и авиаудары. Поэтому подготовиться стоило основательно, что и было сделано. Литерный состав Сталина состоял из трёх вагонов-салонов для высшего руководства (помимо вождя народов с ним ехали ещё Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов) и сопровождающих их лиц, вагона-ресторана, вагона-гаража, штабного вагона для поездной бригады с отдельным купе для коменданта, вагона охраны и вагона для хранения продуктов. Спереди и сзади состава были прицеплены специальные платформы с зенитными установками на случай вражеского авианалёта. Мера не лишняя — немецкие бомбардировщики появились уже в Подмосковье, состав остановился, и все затаили дыхание. Но немцы на поезд №1 не обратили внимания.

К той поездке было подготовлено три паровоза. Первый, контрольный, по плану отправился перед поездом на расстоянии перегона, второй тащил поезд, а третий замыкал состав на расстоянии не дальше одного перегона. В населённых пунктах вдоль всего пути следования у жителей регулярно проверялись документы, сотрудниками НКВД были арестованы все подозрительные лица. Встречные составы обязаны были стоять на станциях, пропуская сталинский литерный поезд. Диверсий и нападений удалось избежать, но техника порой подводила: то масло подтекало и дымилось, то рельсы лопались. К счастью, обошлось без происшествий.

Во время поездки в Ялту литерному составу приходилось резко тормозить, из-за чего один раз даже разбилась посуда, вызвав недовольство высокопоставленных пассажиров. Во избежание подобных эксцессов, к третьей поездке в Потсдам СССР закупил у США тепловозы серии «Да», а Лион с Кудрявкиным настояли, что везти литерный состав должны именно они. В пути были запланированы остановки — Сталин любил погулять. Во время одной из прогулок он даже подошёл к необычному локомотиву, спросив Кудрявкина, доедет ли поезд до Берлина. Получив удовлетворительный ответ, Сталин остался доволен.

Вагоны вождей в прошлом?

С Потсдамской поездкой связан и небольшой инцидент. Составу предстояло пересечь Одер через наспех сооружённый взамен разрушенного мост. Сигнал о необходимости сбросить скорость до 5 км/ч был получен поздно, пришлось экстренно тормозить. В результате задымились тормозные колодки. Когда помощник машиниста, Василий Иванов, высунулся из кабины, чтобы на них посмотреть, он «не учёл того, что хоть ширину рельс и увеличили под советские нормативы, но вся окружающая инфраструктура осталась на прежнем месте. В результате Иванов зацепился за мачту семафора и выпал из кабины. Поезд пришлось остановить, а пострадавшего нести в санитарный вагон. К счастью, на небольшой скорости травмы оказались несерьёзными и уже через неделю помощник поправился.

Несмотря на то, что литерными поездами пользовались все советские вожди, вплоть до Горбачёва, после прихода к власти Никиты Хрущёва высшее руководство страны на время охладело к поездкам по железным дорогам. Какие там поезда, мы же в космос полетели! Развивалась и авиация — турбовинтовая и реактивная. После Сталина поездки на «литерах» искренне любил только Леонид Брежнев.

В настоящее время литерные поезда почти не используются лидерами мировых держав. Последними из могикан остаются вожди Северной Кореи — нынешнему руководителю страны Ким Чен Ыну особый бронированный состав достался в наследствсг от отца, который плохо переносил путешествия на самолёте. Третий Ким долго не покидал пределы КНДР, однако в последние годы активизировал свои международные контакты. Так, во время поездки во Владивосток в апреле 2019 года мир увидел, что от машиниста Кима требуется филигранная точность, чтобы остановиться чётко рядом с заранее уложенной ковровой дорожкой, а также то, что в составе северокорейского бронепоезда есть специальные люди, которые буквально на бегу протирают его вагоны и поручни.

Кстати, по окончании поездки в Потсдам, на Белорусском вокзале от локомотивной бригады сталинского поезда требовали остановиться в точно заданном месте, чтобы вождь смог выйти на ковровую дорожку, ведшую прямо в вестибюль. Но поднявший красный флажок стрелочник остановил поезд раньше, и пришлось товарищу Сталину, в отличие от Кима Третьего, идти по мокрому перрону.

Журнал: Загадки истории №48, ноябрь 2020 года
Рубрика: Назад в СССР
Автор: Виталий Гамов

Источник: ufospace.net

Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

logos